-30% на ВСЁ*
8 800 333 47 04(бесплатно по России)

Современная история ММА

Наша отрасль еще совсем молода. Турнирам по смешанным боевым единоборствам, по сути, всего, около, 20 лет. И хоть их история связана с турнирами по греческому панкратиону, бразильскому вале-тудо и японскому шутрестлингу, турниры по MMA, являются не только спортивным единоборством, как вышеперечисленные, но и шоу.

На заре современного MMA: как появилось UFC

Первые турниры по MMA обязаны своим появлением на свет американской организации UFC, которая и по сей день возглавляет рынок. В 1991 году калифорнийский бизнесмен Арт Дэйви решил провести исследование  на рынке боевых искусств. Дэйви узнал, что в Бразилии проводят полу-подпольные турниры, в которых могут участвовать представители любых единоборств, и победителем в этих поединках становится тот, кто заставит своего оппонента сдаться, причем любым способом, используя лишь свое тело

Арт понял, что шоу, на котором будет выявлен самый сильный боец планеты будет интересно не только представителям различных видов единоборств, но и обычным зрителям, а значит сможет набрать популярность и принести хорошие доходы. 

В 1992 году Дэйви предлагает инвесторам Рориоуну и Джону Милеусу организовать турнир гран-при восьмерку и называет его  «Война Миров». Это гран-при получает такую популярность, что всего через год был подписан контракт с телевидением. Турнир получил огромный успех: 2800 человек купили билеты на трибуны арены Макниколс и ещё 86592 телезрителя заказали просмотр на платном канале.

После такого успешного начала судьба MMA развивалась в разных странах по-разному. В Америке турниры по MMA начали набирать все большую известность, стали появляться новые  организации, а турниры - проводиться чаще. В Японии, где был так популярен шутрестлинг и панкратион, любовь к MMA пришла только в 1997 году с появлением организации PRIDE FC, хотя до этого на рынке турниров по смешанным единоборствам и существовали другие игроки, эти турниры были скорее местечковыми.

Судьба России в этом плане очень похожа на Японию. В том же году и в нашей стране появляется свой промоушен  - М-1, который и сейчас занимает лидирующее место на российском рынке смешанных боевых искусств.

Как смешанные единоборств из шоу превратились в спорт

Но не все шло так гладко. После мощного старта, на рынке MMA стали появляться проблемы, причем, так или иначе, коснулись они всех стран.

После появления на ТВ, UFC  получает достаточно широкую популярность. Сыграла роль новизна,  реализм этого спорта, и, как следствие, интерес СМИ. Но, как и в любом деле, с популярностью приходит и критика. Многим зрителям смешанные единоборства показались слишком жестоким и кровавым видом спорта, так получилось еще и потому, что термин “MMA” (“Mixed Martial Arts”), тогда еще не был в обиходе и рекламщики называли этот вид спорта боями без правил. 

Дело дошло до того, что сенатор Джон Маккейн провел компанию по запрету показа и проведения турниров по MMA и UFC в частности. Некоторые штаты поддержали политику Маккейна, в результат чего смешанные единоборства было запрещено транслировать на некоторых кабельных и частных каналах, а также тридцать шесть штатов издали закон о запрете проведения у себя турниров.

Следствием этих запретов стало введение новых правил, которые должны были уберечь бойцов от серьезных травм: обязательная экипировка и защита, включающая четырех-унцовые перчатки, капу и бандаж, а также создание весовых категорий для спортсменов. Чуть позже был введен временной регламент, поединок стал состоять из трех раундов по пять минут. Эти нововведения окончательно перевели MMA из разряда шоу в спорт.

Кризис и перерождение UFC

В результате всех запретов и судебных тяжб UFC находилось на грани банкротства. Эта ситуация, вкупе с шумихой в СМИ, привлекает действительно крупных инвесторов, в частности компанию «Zuffa» которая в 2001 году выкупает промоушен у первоначальных владельцев.

Лоренцо Фертитта - глава «Zuffa», ранее занимавший высокий пост в спортивной комиссии штата Невада, обеспечивает разрешение на проведения турнира в Неваде, а также возвращает UFC на кабельные каналы. После этих событий турнир как птица Феникс восстает из пепла и начинает снова набирать все большую популярность.

В 2002 году, проводится сороковой по счету турнир UFC, на одной из лучших спортивных арен Америки «MGM Grand Arena». Все билеты на это событие раскупают за месяц до начала, а количество купленных PPV (“pay per view” - платных трансляций)  достигает 150000.

Дела UFC пошли в гору, но и затраты на турниры стали значительно возрастать, поэтому отделу инноваций UFC было дано задание придумать что-то, что смогло бы вызвать революцию на рынке турниров по смешанным единоборствам.

Создание “The Ultimate Fighter” - революция в мире MMA

Первым шагом UFC стал захват основных каналов телевещания, и хоть кабельные каналы предоставляли большую свободу действия и деньги, на основных телеканалах была куда большая аудитория. 

Следующим переломным моментом явилось создание собственного реалити-шоу, показывающее жизнь молодых и перспективных бойцов, целью которых было получить контракт с UFC. Но эту идею отвергли все телеканалы, ранее согласившиеся работать с промоушеном.

Однако, нашелся канал, которому идея была по нраву, но лишь на условиях, что руководство UFC возьмет на себя производственные расходы в размере около десяти миллионов долларов. Этим телеканалом был «Spike TV».

Шоу назвали «The Ultimate Fighter», что в переводе с английского означает “Абсолютный Боец”. Премьера первой серии состоялась в январе 2005 года, и тут же стала одним из популярнейших спортивных шоу Америки. На сегодняшний день снято уже 20 сезонов «The Ultimate Fighter» и реалити все еще пользуется большой популярностью.

Выход “Абсолютного Бойца” на кабельном канале «SpikeTV» многократно увеличило популярность UFС, а с популярностью увеличилось и количество продаж платных трансляций. Впервые за всю историю PPV спортивных боевых единоборств, кто-то смог сравняться по количеству просмотров с боксом. Также на MMA обратили внимание букмекерские конторы, и уже в 2006 году количество ставок на турниры обошли бокс.

Pride: гигант на Востоке под крышей мафии

В Японии MMA развивалось намного быстрее и интенсивней чем в Америке,  так как основная организация, проводившая турниры по смешанным единоборствам, Pride, спонсировалась японской мафией и помогала ей в отмывании денег. Pride не нужно было зарабатывать на трансляциях и билетах, их бюджет практически не имел ограничений, шоу были грандиозными, а приглашенные спортсмены - легендами боевых единоборств.

По сравнению с тернистым путем американских коллег, Pride, практически сразу после создания попал на телевидение, причем как на основной японский канал, так и на платный кабельный.

Единственным конкурентом Pride в Японии был кикбоксерский промоушен «К-1», но в 2002 году руководством двух организаций было принято решение о проведении совместных турниров. Так, в 2002 году состоялся самый грандиозный турнир по СБИ за всю историю этого спорта, его назвали «Pride Shokwave». Это событие собрало девяносто две тысячи зрителей на одном из самых больших стадионов Японии «Tokyo Dome».

Но такой грандиозный успех продлился не долго, в 2003 году президент Pride Наото Морисита был найден повешенным в гостинице, причина смерти, до сих пор остается невыясненной. Новым президентом компании становится Нобуюки Сакакибара, который создает новое ответвление компании и называет его «Bushido». По сути это был тот же турнир, что и Pride, только для спортсменов меньших весовых категорий.

В 2006 году руководство Pride делает заявление о том, что проведет совместный турнир с американским промоушеном UFC, однако его руководство отвечает отказом, объясняя это тем, что не было достигнуто финансовых соглашений. И все же, несмотря на все трудности Pride проводит своей первый турнир в Америке. Это событие стало началом конца для турниров Pride.

В том же году телесеть «Fuji TV», транслирующая турниры, разрывает отношения с Pride и прекращает трансляцию турниров, в результате чего они остаются лишь с одним каналом, транслирующим их, да и то с платным кабельным. 

Мафия, раньше отмывающая деньги через турнир, прекращает это делать, а СМИ не переставая обмывают косточки Pride и уличают их в связях с криминалом.

После этих событий было проведено еще четыре турнира, а в марте 2007 года Pride продает все свои активы, которые покупает руководство UFC. На этом история самой культовой организации по MMA заканчивается. На сегодняшний день в Японии существует несколько турниров по смешанным единоборствам, но имеют они в основном местечковый характер и проводятся для местных бойцов.

Расцвет империи UFC

UFC  и до покупки Pride проводили турниры за пределами США, но делали это крайне редко. После приобретения главного конкурента выездные турниры стали проходить значительно чаще, а основными  направлениями экспансии стали страны Евросоюза и Бразилия. По ходу развития UFC в Америке появлялись и другие турниры, но самые крупные из них, «Strikeforce» и «WEC», были поглощены United Fighting Championship.

На сегодняшний день есть только один крупный американский турнир “Bellator”, способный хоть как-то конкурировать с UFC, но и его дела с каждым днем становятся все хуже, а лучшие бойцы переходят к главному конкуренту. 

Единственной крупной рыночной площадкой, пока не захваченный UFC, является России, правда руководство промоушена уже заявило, что в 2016 году планирует провести у нас свой первый турнир. Кроме того с января 2015 турниры организации стали транслировать по сети телеканалов ВГТРК (Нынешнее “МАТЧ-ТВ”)

Буквально на днях (10 июля) руководство UFC заявило о продаже своей организации букинговому агентству William Morris Endeavor и  International Management Group, которые по официальным данным отвалили владельцам промоушена 4 млрд. зеленых купюр. Президент компании Дана Вайт все еще остается на своем месте и подписал контракт  новыми хозяевами на 5 лет. Что-то точно изменится, но вот что, для всех пока остается загадкой, поэтому просто будем наблюдать, как пишется история современного ММА. 

О истории зарождения ММА в России вы узнаете в следующей нашей статье.

Кучерявый Злодей специально для https://4mma.ru/

Большой ассортимент экипировки для ММА:

Только оригинальные фирменные товары
РозничныЙ магазин в СПб
Возможность примерки товара
Доставка по СПб в пределах КАД 300 руб.
Возможность обмена и возврата, если товар не подошел